«Мой старый добрый театр»

Светлана Чистякова, 27-11-2015, 01:17, Просмотров: 2578
«Мой старый добрый театр»

В начале ноября Павлодарский областной театр драмы имени Антона Чехова отметил свое 70-летие. В нашей рубрике “Театральные встречи” - интервью с известными и любимыми актерами, а также представителями “закулисной” жизни. О режиссерах и партнерах, о любимых ролях и о том, как сложилась творческая жизнь в чеховском театре, рассказывают в этом номере актрисы, прослужившие в театре около 40 и более лет.

«Мой старый добрый театр»

НИНА ЗАПРУДНЕВА,

ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РК

- На павлодарской сцене я около 40 лет. Большая часть моей жизни связана с этим театром, с его традициями, историей, с настоящим и, надеюсь, с его будущим.

Юбилей - это всегда праздник, хорошее настроение. Юбилей - это возможность оглянуться в прошлое, заглянуть в будущее. И недаром юбилейный вечер был назван “Мой старый добрый театр”.

Театр родной, в нем у меня было очень много хорошего, столько ролей здесь сыграно… Могу признаться, что творческая жизнь сложилась хорошо.

- Роли и спектакли, которые вам наболее дороги...

- “Римская весна миссис Стоун” - Бутунин делал. И работа, и отзывы хорошие были. “Гамлет” с Лещенко, помнишь? “Мария Стюарт”... Какие роли сыграны! “Странная миссис Севидж”… Этот год - мой юбилейный, нынче отметила свое 75-летие. Но, правда, торжеств никаких не было. Сейчас в спектакле “Дядюшкин сон” я с удовольствием играю Марию Александровну.

- Кто для вас в театре близкий, о ком вспоминаете, кого благодарите, может быть?

-Хороший режиссер и актер, я считаю, был Евгений Еникеев. Для меня он стал и наставником. Вообще скажу, наше поколение прислушивалось к старшим. Я со Струниной, к примеру, не раз советовалась. Вот готовила роль Нины в “Маскараде”, обратилась к Ксении Александровне, которая когда-то тоже ее играла, чтобы посмотрела одну из моих репетиций и подсказала. Я считала это естественным. Также к Фаине Мироновой обращалась. Она давала очень много советов и в отношении костюма - как носить, чтобы шлейф не запачкать, как поднимать его. Вот этому я училась у наших старых мастеров. Миронова тогда много играла в классике, когда я приехала сюда.

Я не считаю зазорным обратиться с вопросами и к нашим специалистам производственно-технических цехов. Вот уж откровенные, вот уж не слукавят! И я нередко спрашивала у них мнение. Хочу вспомнить нашу Тонечку Насонову, Наташа Анисимова до сих пор работает, Роза Кондратьевна у нас работала. На юбилее их, жаль, не упомянули. Без них же мы что... Голые… А Нина Григорьевна Яковлева - золотые руки, она шила кулисы. Сколько эти люди своего труда отдали для создания спектаклей! Я целую их золотые ручки - Розы Кондратьевны Шац, Нины Григорьевны Яковлевой, Антонины Ивановны Насоновой, говорю о них в честь юбилея. Очень много труда вкладывает сейчас наш бутафор Кусачев. Это незаметные профессии.

В технических цехах сложилась династия - Роза Кондратьевна Шац и ее дочь Наталья. Наташа пришла 16-летней после школы в реквизит и все эти годы трудится здесь. Ей уже 50. Какие у нее золотые ручки, и как о ней не сказать? Вот уже сколько лет Наталья Анисимова работает, и в ее цехе, как в комнате отдыха. А Татьяна Зайцева, парикмахер! Без их участия полноценного спектакля нет.

Конечно, в спектакле главный - актер. Как сказал Михаил Семенович Щепкин, расстели коврик, и три актера сыграют тебе спектакль. Но все же он неполноценный... Сейчас, правда, упростили и с минимумом декораций играют.

Из опубликованного в 2006 г.

“Как вспоминает Нина Запруднева, когда она вместе с мужем Николаем Макаровым приехала в 1976 году в Павлодар, чеховский театр считался одним из лучших в Союзе. Почему задержалась именно в Павлодаре? Театр понравился, окружение. И самое главное - актриса не была обделена ролями.

Первой работой на павлодарской сцене стала роль Вишневской в “Доходном месте”. Запомнились спектакли, в которых она работала с режиссером Евгением Ивановичем Еникеевым, Юрием Коненкиным, Дмитрием Леонтьевым, Евгением Чудиновым.

- Роль, которая мне по нутру - я в ней купаюсь. И нет усилий над собой. А вот на преодоление, в противоположность своему характеру - это очень сложно, но и интересно. Королева Елизавета в “Марии Стюарт” или Гертруда в “Гамлете” - женщины совершенно другие, но в том и проявляется твое мастерство, когда ты сможешь их понять и передать их характер, донести образ зрителю.

Первую возрастную роль Нина Матвеевна сыграла в спектакле “Порог” Дударева. Эту постановку она вспоминает часто. И то, что это был переломный момент в ее актерской биографии, и то, что оказалась интересной работа с коллегами.

- В “Пороге” была роль на преломление моих возрастных данных, - говорит актриса. - У меня были великолепные партнеры Валерий Изосимов и Иван Чистяков. Это самобытный спектакль. В нем я играла мать, и надо было показать чувства материнства. У актеров так бывает - то, что в жизни не дано, испытываешь на сцене. В “Черном молоке” играю простую сельскую женщину, а сама никогда не жила в деревне. Но я наблюдала жизнь простых людей, от земли. Нам, актерам, много приходится наблюдать, особенно когда ищешь образ.

По мнению актрисы, Павлодар - город театральный. Здесь всегда любили театр. И павлодарский зритель - воспитанный, хорошо чувствует и реагирует на все, что происходит на сцене. А на такого зрителя работаешь с большим подъемом”.

- Я рада, что моя жизнь связана с театром, и нисколько не жалею, что отдала всю жизнь театру. Конечно, сейчас мое время приближается к финишу, и на большие роли я уже не рассчитываю. Но играть хочется, если найдется такой режиссер, который будет с тобой заодно, как был в начале Бутунин, “Мадридские воды” ставил, “Он, она, окно и тело”. Так вот, если будет режиссер, с которым у нас общее видение, единение, то с удовольствием сыграю. Ведь, чтобы создать роль, образ, необходимо, чтобы он меня понимал, как и я его. Играть, конечно, хочется...

Хорошо, когда есть память о тех, кто создавал театр, его историю. Ведь мы все помним - и взлеты, и падения. Это наша история. Желаю, чтобы театр и дальше процветал, чтобы и нас не забывали, тех, кто участвовал в создании этой истории.

«Мой старый добрый театр»

МАРГАРИТА СТЕПАНОВА,

ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РК

- Для меня павлодарский театр - это все. Десять лет я работала в России и почти 40 - здесь. Получается, что большая часть актерской биографии прошла на павлодарской сцене.

- Значимые для вас, любимые роли...

- Любимые роли? Боже мой, они все мои любимые, и маленькие, и большие. Я в каждую вкладываю частичку себя и поэтому что-то выделить особо и не могу.

Из опубликованного в 2007 г.

“- Когда я переиграла всех этих Золушек, принцесс, Аленушек, выразила желание сыграть что-то совсем другое, например, мальчишку. И вот получаю роль в детском спектакле “Похищение луковицы” - пацана Манеку. Там танцы, шалости, импровизация… Вот кайф ловила! И хорошо, что в молодости поменяла амплуа от героинь до характерных. Героиня потом у меня была только в постановке Юрия Коненкина “Сад без земли”, я играла Олю. Партнером был Юрий Петров. А сестрой моей - молодая актриса. И мы обе любили героя Петрова. В общем, страсти. Очень интересная роль. Большое удовольствие я получила от этой работы....

- Помните, когда к нам на спектакли приезжали Смоктуновский, Виталий Соломин?

- Как не помнить... Спектакль по Чехову “Иванов”, главную роль исполнял Иннокентий Смоктуновский. Я играла этакую разбитную вдовушку. И вот на сцене я и два моих ухажера, которых играли Иван Чистяков и Анатолий Михейчев. Заигрывают со вдовушкой, целуют в щечку, в зале смех, хи-хи да ха-ха. Наш выход на аплодисментах, зритель долго не успокаивается. Тут у Иванова-Смоктуновского - серьезный монолог, а зритель все веселится и веселится. Ему непросто. Потом, после спектакля, делясь впечатлениями, Смоктуновский выговаривал, грозя пальцем в мою сторону: “Это милое очарование мне всю сцену сорвало”. С юмором, конечно, говорилось...

В спектакле “Не все коту масленица”, где играли с известным российским актером Виталием Соломиным, импровизировать было сложно, как бы мне, молодой и озорной, ни хотелось. Он не разрешал партнерам “хулиганить” и импровизировать. Сам-то себе позволял творить, что хотел, а нам нельзя было.

Я работала с прекрасными режиссерами. Например, с Коненкиным интересно было. Он приехал - молодой, с горящими глазами, и мы потянулись за ним. Нам нравилось с ним работать. Преподносил все так органично.

Урбанович ставил Чехова “Водевиль”, тоже очень запомнился.

Бывает, с режиссером легко идешь на контакт, чувствуешь что-то единое, общее дело делаешь. Ты идешь за режиссером, а он, в свою очередь, от тебя отталкивается. С Евгением Ивановичем Еникеевым мне нравилось работать. Он доступный был, всегда можно было обговорить что-то. С Димой Леонтьевым - трудновато. Он не допускал актерской импровизации. Как сказал, так и делай. В этом трудность. Но я почти во всех его спектаклях играла. Очень запомнились постановки “Порог”, “Восемь любящих женщин”.

С Юрием Бутуниным хорошо работается. У него глаз наметан. Он знает наших актеров. “Браво, Лауренсия!” привез конкретно на исполнителей. На меня и на Нину Матвеевну Запрудневу. “Римская весна миссис Стоун” - тоже попадание. Это хорошо, когда режиссер знает актеров.

Зритель у нас особенный. Я смотрю, после спектакля “Браво, Лауренсия!” все улыбаются, долго не отпускают. Так на душе приятно. Наш зритель самый благодарный, он нас любит и ждет новых постановок. Ради этого хочется работать и работать!”

- Играть желание есть?

- Конечно, есть. Пока мы в строю, нас никто не лишит желания и работы, все хотят, я думаю. А без работы мы сразу умрем, натура актерская... Вот сейчас у меня будет премьера - Островский “Красавец мужчина”, я играю там тетушку, возрастная роль. Интересно, сложно, с удовольствием работаю.

Что пожелаю своему театру? Конечно, процветания. Актерам хороших ролей, творческого горения, удачи.

«Мой старый добрый театр»

СВЕТЛАНА ХОРОШИЛОВА,

АКТРИСА

- В Павлодар я приехала с приличным репертуаром более сорока лет назад. Первые шаги в актерской карьере сделала в Бийске, где проработала семь лет. В Иркутске много играла - и главные, и эпизодические роли. Как-то везло, режиссеры давали роли, которые мне нравились. Ни одной не могу назвать, которая была бы мне противна. Я довольна, что они разноплановые - и трагедийные, и комедийные, и лирические. Всегда выхожу на сцену, как перед экзаменом. И все это бесконечно мною любимо.

- А какие роли отметили бы, сыгранные на павлодарской сцене и особо значимые для Вас?

- Кормилица в “Ромео и Джульетте” - очень ожидаемая мною и любимая роль. “Родительский день” - Любка-бомжиха дорога, как ни странно. Елена Сергеевна в “СОС”. Можно бесконечно перечислять... Та же “Сирена и Виктория”, даже эпизод Манифы “На всякого мудреца довольно простоты” Островского в постановке Дмитрия Свидерского любимы мною до сих пор. У Евгения Чудинова много интересных ролей сыграла: “Три девушки в голубом”, “Когда спящий проснется”, “Распишитесь за наган”.

Из опубликованного 2011 г.

“- Я как-то у Чудинова, главного режиссера, в 80-е годы спросила, - вспоминает Светлана Валентиновна, - почему он мне дает играть одних алкашек? Он тогда ответил, что они у меня получаются правдиво!

И действительно, судя по рецензиям тех лет, образы, созданные актрисой в “Трех девушках в голубом”, в “Сирене и Виктории”, а позже в “Забавном случае”, “А поутру они проснулись”, “В провинциальных анекдотах” - правдивы, интересны. Несмотря на то, что это пьющие женщины, они все равно вызывают симпатию. Даже в негативном Светлана ищет положительное. Она говорит: человек не может родиться плохим, что-то его сделало таковым. Она - как адвокат образа...

- Самое главное в роли - выйти с прошлым, быть в настоящем и уйти со сцены с будущим. Красота не в челочке, которую ты навел перед выходом, а в том, что ты несешь своей ролью...

Актриса признается, что любит играть эпизодические роли - их сложнее делать. А однажды на просмотрах репертуара павлодарской труппы один представитель комиссии отметил, что Светлана Хорошилова - настоящая яркая актриса, которая может работать не только в театре, но и в кино. Она работает крупным планом, сказал он тогда”.

- Наставники, партнеры - кого бы хотели вспомнить?

- Великое дело - это партнерство. Одна я никому не нужна, и только в коллективе можно раскрыть свое творчество. Играть с хорошим партнером - половина успеха в достижении образа. Сейчас, я считаю, Рома Шарипов, Дима Доморощенов - очень хорошие партнеры. Раньше Ванечка - Иван Георгиевич Чистяков - талантливейший и актер и человек, вообще на первом месте. В “Урагане” я играла в эпизоде его жену. Маленький эпизод, но мне доставляло удовольствие быть с ним на сцене.

Очень много мы играли с Борей Корольковым. “Когда спящий проснется” - нас так васьками и звали, и в “Родительском доме”, “Памела”… К сожалению, сейчас нет подобных. Это тоже талант - быть хорошим партнером, работать не только на себя. Нельзя быть в одиночестве. И когда эта взаимосвязь идет, контакт, тогда ты просто утопаешь в образе.

70 лет - это весомая дата. А коллектив молодой, полон энергии, и дай Бог, чтобы наши удачи и интересные постановки продолжались, репертуарная политика совпадала с желаниями зрителей. У нас действительно очень хороший репертуар, важно не терять этот уровень и сохранить интерес зрителя, чтобы всегда были полные залы. Несмотря на кризис, духовное нужно человеку, и он все равно пойдет в театр.

Я желаю нашему коллективу поменьше помех, побольше возможностей свободно реализовать свои планы. Желаю, чтобы и нас, ветеранов, ценили. Работать очень хочется. Без работы что делать? Не представляю. Только вместе, единой семьей, мы будем интересовать нашего зрителя. Все, кто работает в нашем театре - это истинно творческие люди.

«Мой старый добрый театр»

Фото Альберта Шара

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:0

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Введите код:*

О сайте

Адрес: ул. Астана, 143 ("Дом печати") 1 этаж, офис 10 8(7182)-61-80-14 редактор/журналисты 8(7182)-61-80-14 коммерческий отдел
E-mail:
redaktor@obozrenie.kz (Главный редактор)
news@obozrenie.kz (Журналисты)
reklama@obozrenie.kz (Коммерческий отдел)

Юридическая информация

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и информационного агенства 15994-СИ.

При полном или частичном использовании в сети Интернет материалов, размещенных на сайте obozrenie.kz, гиперссылка на главную страницу www.obozrenie.kz обязательна.