Предвкушение

Наталья Куприна, 18-09-2014, 21:39, Просмотров: 2734
Предвкушение

Завтра русский драматический театр имени А.П. Чехова откроет свой 70-й сезон народной комедией “Кадриль”. Задолго до этого дня в стенах храма Мельпомены жизнь била ключом. Актеры, режиссеры, вся закулисная братия, вернувшаяся с летних каникул, с огромным желанием и трепетом взялась за дело. О том, что готовит зрителю юбилейный сезон, нашему корреспонденту рассказал главный вдохновитель этого волнующего процесса, бессменный художественный руководитель и директор театра Виктор Аввакумов.

Общий творческий вздох

Так Виктор Аввакумов называет традиционный сбор труппы после летних каникул.

- Каждый, кто заходит в это время театр, чувствует праздничную атмосферу, чувствует, что здесь что-то происходит. А происходит сбор труппы, определяются планы, цели, задачи, выстраивается репертуарная канва, определяются спектакли, над которыми мы будем работать и которые будут радовать наших зрителей. Сбор труппы - это своеобразная сверка часов. Общий творческий вздох, перед тем как пойти по дороге нового сезона. И важность этой встречи всегда определялась тем, что работа без этого события, без этого праздника просто не состоится. Можно, конечно, начать сезон с читки нового спектакля, который пойдет на премьерную сцену, или просто с репетиции текущего репертуара, который требует вечеров воспоминаний, анализа, ведь за лето много забылось, что-то надо вспомнить, что-то подшлифовать, что-то поправить. Можно было начинать сезон так, но много времени назад мудрые люди придумали такую радостную встречу, которую все жители театра ждут с нетерпением.

- За лето произошли какие-то изменения в труппе?

- Труппа вернулась к новому сезону в полном составе, никого не потеряли. Об этом мы говорили на традиционном собеседовании, когда подводили итоги года. Поэтому я был уверен, что 2 сентября на традиционном сборе труппы я увижу всех в полном составе, все свои любимые и дорогие лица. Что и произошло. Новых актеров мы пока не принимали, хотя я, будучи в отпуске, ездил в РФ и смотрел там много спектаклей, в том числе и номинантов “Золотой маски”, встречался с коллегами. Мы вели разговоры об актерском житье-бытье. В результате есть возможность пригласить к нам, правда, во второй половине сезона, где-то в феврале, актера одного из омских театров. Так что вполне возможно, в коллективе появится еще один актер, на него у меня есть определенные планы.

- А поподробнее о новом актере?

- Он омич, возраст 35-40 лет, это та серединка, которая так необходима репертуару, он ведущий актер своего театра, играет много главных ролей…

- Что же его заставляет бросать свой театр и ехать в Павлодар? Что за “крючки” вы для него придумали?

- Никаких особых крючков. Все мы знаем, что актерский век короток. И когда тебе 35-40, надо наиграться настолько, чтобы уже спокойно переходить на какие-то возрастные роли. О нашем театре он наслышан, его супруга - наша, павлодарская. Она хоть и никакого отношения к нашей профессии не имеет, но ярая театральная поклонница. Бывая у родственников в Павлодаре, они пересмотрели практически весь репертуар. И когда встал вопрос о смене театра, он остановился на Павлодаре.

- Значит, вам его зазывать особо не пришлось?

- Совершенно верно, мы просто обменялись мнениями.

 Предвкушение

Особенному сезону - особенные постановки

- Ну вот, с кадровой политикой разобрались, а что с репертуарной на этот особенный сезон?

- В этом сезоне, юбилейном, 70-м, мы решили наполнить наш репертуар очень серьезными постановками. В большинстве своем классическими спектаклями. Чтобы этот сезон, и в преддверии нашего юбилея, который будет 6 ноября 2015 года, был особенным. Первая премьера сезона - это “Дядя Ваня” Чехова. Именно с Чехова мы начинаем сезон, это не случайно, все-таки наш театр носит его имя.

- Но ведь и прошлый сезон вы начинали с Чехова. Что же тут особенного?

- Прошлый сезон мы начинали с чеховского “Предложения”, это легкий праздничный спектакль, водевиль. Сейчас же, на мой взгляд, мы взяли одну из лучших пьес Антона Павловича. К этой пьесе мы давно шли, я планировал ее поставить еще сезона два назад, но тогда она не совсем расходилась на труппу, и были некоторые сомнения с режиссером, которому я поручал эту постановку. А в этом сезоне звезды сошлись так, что мы определили и форму спектакля, и режиссер Игорь Меркулов нашел решение спектакля, и в этом решении пьеса идеально разошлась на наш состав. Дядю Ваню играет Дмитрий Доморощенов, Астрова - молодой, очень способный актер Саша Амосов.

- Я так понимаю, это роскошный аванс молодому актеру, ведь он вышел на сцену театра два года назад?

- Это большое счастье для молодых актеров, начинать свой творческий путь с таких ролей, как Астров в “Дяде Ване”, а не на третьем плане с алебардой стоять. Это доверие к актеру, начинать с глубокого материала, чтоб расти дальше и не стоять на месте, и не делать, что еще страшнее, шаги назад.

- Чем еще особенным порадуете зрителя?

- Сразу же после премьеры “Дяди Вани”, в октябре, мы приступим к постановке “Пигмалиона”. Бернард Шоу в нашем театре, во всяком случае, в мой период работы, не ставился. А интерес к этому великому автору всегда был, и не только у режиссеров, но и у актеров. Когда я на сборе труппы стал говорить о репертуарной канве в новом сезоне и озвучил “Пигмалиона”, была очень хорошая реакция. Это великая пьеса!

- Кто будет ставить “Пигмалиона”?

- Олег Александрович Белинский. Он с большим желанием взялся за этот материал, уже готовится и 19 октября уже приедет в Павлодар. В середине ноября “Пигмалион” увидит свет премьерной рампы. И еще одну премьеру мы планируем в первой половине сезона - это “Моя дорогая Памела”. Мы начали работу над этим спектаклем еще в прошлом сезоне. И, в принципе, он уже почти готов, осталось только вспомнить и навести последние штрихи. Впрочем, посмотрим.

- Что за сомнения? С чем они связаны?

- Дело в том, что те два новых спектакля, о которых мы говорили выше, что Чехов, что Бернард Шоу - очень серьезный материал, к которому легко не приступишь и быстренько не сделаешь. Кроме того, мы хотим поэкспериментировать еще с одним нашим режиссером, Алексеем Мельниковым, над, на мой взгляд, очень интересной и актуальной пьесой Евгения Шварца “Тень”.

- Да, это будет безумно любопытно. “Тень”, на мой взгляд, пьеса действительно особенная, там несколько слоев действа. Впрочем, Евгений Львович всегда многослоен, как завернет сказочку… Нужно перечитать немедленно.

-Я последний раз, когда ее перечитывал, был поражен, насколько точны, емки, конкретны реплики в этой пьесе. Они отражают сегодняшнее состояние общества, современные взаимоотношения. И подтекст, который лежит в тех или иных репликах, настолько вкусен и с особым, присущим только Шварцу юмором, вызывает такие эмоции, что нельзя эту пьесу не взять в репертуар!

- Понимаю. Завидую.

- И учесть, что режиссеру Мельникову я дал полную свободу в выборе формы и жанра постановки. Ее ведь можно поставить как сказку для взрослых, как это делал в свое время Товстоногов в БДТ, можно поставить в стиле Марка Захарова, например, “Как убить дракона” - это будет чисто экспериментальный спектакль. Он всегда нужен в репертуаре, чтоб как-то взорвать аудиторию. Что получится, посмотрим. Во всяком случае, надеюсь, что должно получиться очень любопытно.

- Когда нас ждет встреча с чудом?

- Премьеру нашему зрителю покажем где-то в начале февраля.

Сюрприз за сюрпризом

- И в феврале же я хочу пригласить на постановку молодого режиссера из Санкт-Петербурга, Алексея Истомина. Действительно молодого, ему всего 31 год. Способный, одаренный юноша, очень творческий человек. Закончил ЛГИТМиК и его же аспирантуру по режиссуре. Сейчас работает в одном из театров Питера. И, несмотря на юный для режиссера возраст, поставил уже много спектаклей, которые получали призы, в том числе и за лучшую режиссуру. Я хочу ему дать пьесу Островского “Бешеные деньги”. Этот спектакль я планировал выпустить еще в прошлом сезоне, но не случилось. От Островского я не собирался отказываться, и вот хочу посотрудничать с этим молодым режиссером.

- Его кто-то рекомендовал?

- Он сам вышел на наш сайт, написал письмо, предоставил свои работы, которые я смотрел в Интернете. Я надеюсь, что это будет очень интересно и труппе, и театру в целом.

- Смело…

- Этот ход не только для того, чтобы получить в репертуар пьесу, которую я планировал. Тут важна “свежая кровь”, которая всегда немножечко взбодрит и актеров, и зрителей.

- Когда же приедет к нам молодой режиссер из культурной столицы России?

- Он приступит к работе в нашем театре в начале марта. Это очень хорошее время, сразу после премьеры Шварцевской “Тени”. В марте грядет наш профессиональный праздник, и можно будет показать спектакль, сделанный молодым режиссером, надеюсь, с новыми мыслями, с новыми идеями, со своим подчерком и стилем. Наш искушенный зритель и посмотрит, что он из себя представляет. Если все получится, он войдет в нашу режиссерскую коллегию, в нашу режиссерскую группу, и я буду приглашать его на постановки.

- А если не получится?

- Ну, не случится - так тому и быть. Режиссеров много, в том числе из Питера, из Москвы, из Беларуси. Я думаю, можно будет подобрать. Но надеюсь, что у нас с Алексеем Истоминым должно все получиться.

- Думаю, да. Вы отлично умеете выращивать молодых. Юбилейный сезон предстоит не просто интересным, а захватывающим дух, я бы сказала…

Тайна репертуарного портфеля

- Завершим мы сезон масштабным спектаклем, пока не говорю каким. В репертуарном портфеле лежит несколько пьес, которые будет ставить Меркулов. Но это будет как бы восклицательный знак сезона.

(Долго удерживать тайну репертуарного портфеля Виктору Аввакумову все же не удалось. В телефонном разговоре уже после интервью он признался, что остановился на “Бесах” Достоевского.)

- В этот же период начнем подготовку к юбилею. По форме мы еще не определились, но в том, что это будет интересно, я не сомневаюсь. Мы достойно встретим свой 70-летний юбилей, подведем итоги, пригласим гостей. Тех, кто много лет работал в нашем театре, и тех, кто теперь стал звездами известных российских театров и кинематографа, а колыбель их творческая находилась, конечно, здесь, в этом театре. Это Алесей Булдаков, Владимир Еремин, возможно, с ними кто-то приедет, кто не работал в нашем театре, но хорошо знает его, к примеру, Нина Усатова и другие. Но это тоже пока тайна. Сюрприз для нашего зрителя.

Сюрпризов много не бывает

- С появлением новых спектаклей вы репертуар как-то корректируете? Может быть такое, что какие-то постановки, любимые зрителями, уйдут?

- Нет, я в прошлом сезоне с репертуара не снял ни одного спектакля и в этом сезоне не планирую. Наоборот, планирую вернуть “Мастера и Маргариту”. Мы ее давно не играли, потому что ведущая актриса Нина Белова была в декретном отпуске. Вернем “женский” спектакль “Сауна” в постановке Алексея Мельникова, “Юнону и Авось”, “Три сестры”. И будем рассматривать спектакли, которые стоят во второй очереди. Очень бы хотелось вернуть постановки “Игроки”, “Мертвые души”. Эти спектакли в свое время пользовались большим успехом у зрителей, и о них спрашивают. Я думаю, что в этом сезоне вернется пять-шесть постановок из прежних сезонов. А снимать спектакли пока нет необходимости. Когда в нашем репертуаре появятся такие опорные спектакли, как “Дядя Ваня” и “Пигмалион”, “Тень”, “Бешеные деньги” и тот спектакль, который мы планируем на завершение сезона, возможно, я что-то и сниму. Есть некоторые спектакли, которые себя исчерпали, их ресурс отработан, и у зрителя они не вызывают уже того интереса.

- От чего зависит долголетие постановки?

- Есть такие спектакли, которые давно идут, но они востребованы, пользуются интересом зрителей. Они, естественно, останутся. Например, водевиль Сологуба “Беда от нежного сердца” - мы его играем лет, наверное, десять. Но зритель любит этот спектакль, такой милый, добрый, незатейливый по сюжету. Но в то же время такой подчеркнуто театральный, наполненный замечательной музыкой, которую написал наш композитор Юрий Долгов, красивыми костюмами, светлыми декорациями, созданной на сцене атмосферой. Этот спектакль очевидно для души, человек смотрит и отдыхает. Поэтому такие спектакли никогда я не сниму с репертуара. Видно, что актеры получают от игры в этой постановке удовольствие. Это актерское состояние передается в зал. И когда удовольствие в театре получают люди по разные стороны рампы - это и есть счастье.

-Спасибо, Виктор Валентинович, и удачи вам! Зритель в предвкушении.

 

Целых девять месяцев счастья от просмотра новых, неожиданных и знакомых, любимых постановок нас ожидает в 70-м театральном сезоне. Завтра уже поднимется занавес и засияют огни рампы.

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:1

  1. Лидия

    Виктор Валентинович, спасибо Вам за все! Творческих успехов Вам и Вашим актерам!
    Наш театр самый лучший!!!

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Введите код:*

О сайте

Адрес: ул. Астана, 143 ("Дом печати") 1 этаж, офис 10 8(7182)-61-80-14 редактор/журналисты
E-mail:
redaktor@obozrenie.kz (Главный редактор)
news@obozrenie.kz (Журналисты)
reklama@obozrenie.kz (Коммерческий отдел)

Юридическая информация

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и информационного агенства 15994-СИ.

При полном или частичном использовании в сети Интернет материалов, размещенных на сайте obozrenie.kz, гиперссылка на главную страницу www.obozrenie.kz обязательна.