Виктор Аввакумов: Театр всегда интересовала душа человеческая…

Наталья Куприна, 19-09-2013, 18:56, Просмотров: 3257

 Виктор Аввакумов: Театр всегда интересовала душа человеческая…

Русский театр драмы имени Антона Чехова 21 сентября открывает новый, 69-й сезон. Так совпало,что в этот день хозяин театрального пространства и главный вдохновитель всего,что там происходит - директор и художественный руководитель Виктор Аввакумов отмечает свой день рождения. У него двойной праздник. Накануне мы встретились с Виктором Валентиновичем и побеседовали о премьерах, гастролях,  судьбе современного театра и творческом здоровье его труппы.

- Да, я делаю себе царский подарок, - смеется Виктор Аввакумов.- Конечно, по этому поводу возникает много шуток, но тем не менее, я очень рад, что этот праздник совпал с моей личной датой - днем рождения. Все мои друзья, близкие люди, товарищи в этот день придут поздравить не только меня, но и театр с открытием очередного сезона.

- Так повелось, что у творческих, талантливых людей есть возможность в свои личные даты не только принимать подарки, но и делать их своим гостям. Это как раз такой случай…

- Это действительно так. В день открытия сезона мы покажем премьеру - это чеховская пьеса “Предложение”. Постановщик спектакля Дмитрий Доморощенов. В оригинале это одноактовка, но Дмитрий в летний период очень активно поработал с чеховским материалом, впрочем, не выходя за рамки жанра - классического русского водевиля. И в результате появился замечательный проект, полноценный спектакль, в котором много музыки, песен, действия. Это будет достойным подарком для нашего зрителя - яркое, радостное зрелище, которое, думаю, задаст тон и настроение всему сезону.

- То есть весь сезон зрителя ждут фейерверк и веселье?

- Конечно, нет. Репертуарная линия определена спектаклями, которые поднимают актуальные темы.

- Это уже известные нашему зрителю постановки или что-то новое?

- Новое. Уже идут репетиции спектакля по пьесе Гоголя “Женитьба”. Режиссер - Игорь Меркулов. Это великая пьеса, которая скоро уже век остается в репертуаре театров, но она чрезвычайно актуальна. В том и гениальность Гоголя, что, несмотря на жанр, предполагающий веселье из-за тех или иных забавных ситуаций, которые случаются с героями, внутри сюжета очень четко акцентируется состояние общества, определяется проблемное поле. “Женитьба” как раз из этой категории. Премьерный показ состоится в октябре.

После мы сразу приступим к спектаклю “Оборотень”. Это инсценировка пьесы Сухово-Кобылина “Смерть Тарелкина”. Она будет представлена нетрадиционно, часть героев не будет задействована, чтобы ярче расставить акценты, поэтому и название другое. Работа предстоит серьезная, потому что материал очень сложный. Главная идея этой пьесы вроде и лежит на поверхности - если человек решил поступиться морально-нравственными ценностями, он будет наказан за это. Классический пример, и некоторые театры берут за основу именно это…

- А чем ваша постановка будет отличаться от классической трактовки?

- Мы хотим поразмышлять несколько глубже. Формула спектакля определяется двумя элементами - опасность явления и беспечность по отношению к ней.

Опасность - это “тарелкины”, которых, к сожалению, в обществе сейчас становится все больше. Они живут среди нас и в силу характера, каких-то жизненных ситуаций делают выбор в пользу обмана. Им проще купить, дать взятку, пойти на шантаж, нежели решить ту или иную проблему честным путем. Эти “тарелкины” становятся обыденностью, они рядом с нами, они воздействуют на наши души и разъедают их. Вот о чем хотелось бы поговорить со зрителем… Предупредить: осторожно, берегите свои души от таких “тарелкиных”. Сейчас, как никогда, такая опасность существует, образ жизни “тарелкиных” расходится, как круги на воде. А мы зачастую проявляем беспечность, как герой спектакля Варавин, который прощает Тарелкина. А может, прощать и не нужно? Потому что такое прощение развращает.

Мы в конце спектакля использовали некий прием, и Тарелкин идет к нам. Будьте внимательны, не пропустите, когда такой “тарелкин” постучится в вашу дверь, а еще страшнее - поселится в вашей душе. Вот такой разговор мы хотим затеять с нашим зрителем.

- Получается, что спектакль этот будет иметь остро социальную направленность.

- Да. В отпуске я много общался с моими российскими коллегами. Мы приходим к мысли, что сейчас наступает время социального театра. Русский психологический театр уходит как бы на второй план. Фигурально выражаясь, театральный поезд идет в другом направлении, и от этого поезда очень важно не отстать. Социальный театр актуален тогда, когда проблемы общества нарастили свою критическую массу.

- Все это как-то неоднозначно. Ведь попытки социального театра были и в начале прошлого века…

- Не нужно забывать, что театр - искусство сиюминутного общения. А оно полноценно только тогда, когда с одной стороны люди, которым есть что сказать, а с другой - готовые это услышать. Только тогда возникнет та связь, которая и называется театром. Ведь театр - это разговор современника с современником. И не важно, о каких временах идет речь на сцене. Театр будет интересен только тогда, когда этот диалог случится.

Сейчас все чаще стали появляться постановки, в основу которых положен классический материал, но решается он не приемами русского классического театра, а именно социализацией театрального действия. На первый план вытаскиваются самые злободневные проблемы, и мы берем на себя смелость дать совет, не рекомендацию, а именно совет. А зритель в результате делает выводы сам. Театр должен давать почву для размышлений, а не учить и не преподносить какие-то готовые шаблоны. А как это сделать, через какие режиссерские решения, чтобы получился духовный диалог с людьми по ту сторону рампы - все это задача театра. О чем мы в “Оборотне” и хотим поразмышлять вместе с нашим умным и чутким зрителем. Этот спектакль мы планируем выпустить в начале ноября.

И в ноябре же мы приступим к работе над спектаклем по пьесе Островского “Бешеные деньги”, который будет ставить Олег Белинский. На мой взгляд, это потрясающая пьеса. В свое время, когда автор писал ее, он еще не знал, как относиться к новой человеческой формации, которая тогда только зарождалась - дельцов, воротил. В пьесе господин Васильков как раз новый, энергичный человек, который умеет делать деньги. Он, конечно, во многом симпатичен и главное - современен, современен нам, живущим сейчас. Сегодня таких “васильковых” много. Сейчас в обществе успешным называют только того, у кого есть деньги. И тут возникает вопрос: а как же быть с душой? Куда ее записать? В приход или расход, как тут свести дебет и кредит? Что же получается, за бешеной гонкой мы забываем о душе?

Театр же всегда интересовала как раз душа человеческая. Вот и у Островского в пьесе деньги - опосредованный персонаж. Они руководят человеком, его поступками. И Васильков, полюбив необыкновенную девушку Лидию, вроде бы проявив прекрасные человеческие качества, вдруг выбился из бюджета. И для него это трагедия! Что он делает? Жестоко ломает душу возлюбленной и “вбивает” ее в свой бюджет. Получается, что и эта пьеса о сегодняшнем дне, о нас, о наших обретениях, о наших потерях, о том, какие мы, что и, главное, почему это с нами происходит.

У Островского масса великолепных пьес, но именно к “Бешеным деньгам” сейчас возвращается театр. Этот материал очень актуален.

- Виктор Валентинович, на ваш взгляд, деньги и душа - две вещи не совместны?

- Деньги и душу можно совместить, если это не бешеные деньги, если они не подчиняют твою жизнь и не становятся самоцелью, если они не диктуют тебе и твоей душе линию поведения. Конечно, я не бессребреник, - улыбается Виктор Аввакумов. - Деньги дают определенную свободу, но не надо допускать, чтобы они руководили душой. Она тогда сжимается и уже не способна ни на что… Наш спектакль как раз об этом.

Премьера, мы планируем, состоится до начала декабря, но это уже как хватит сил.

- Получается, каждый месяц будет ознаменован премьерой, причем очень серьезными, требующими больших, как раз душевных затрат полотнами. Очень напряженный темп вы определили себе в этом сезоне…

- По премьере в месяц - это не самоцель. На это есть ряд объективных причин…

- Каких?

- Основная причина в том, что некоторые успешные спектакли прошлых сезонов до Нового года мы играть не сможем.

- Почему же?

- Дело в том, что наши актрисы Нина Белова и Надежда Ананьева ушли в декретные отпуска. Они готовятся стать мамами. Это, конечно, дело очень хорошее и во всех отношениях полезное, но Нина Белова - ведущая актриса, она полностью в нашем репертуаре. Мы решили не делать вводов, ставим четыре новых спектакля. После Нового года актрисы уже решат главное предназначение женщины, - с улыбкой говорит Виктор Аввакумов, - и войдут опять в репертуар. Тогда зрители увидят уже полюбившиеся им спектакли: и “Мастер и Маргарита”, и “Корабль дураков”, и другие.

Именно поэтому октябрьский репертуар несколько облегченный. И эти четыре новых постановки просто необходимы.

- В ноябре вы планируете еще и поездку в Астану, на гастроли…

- Да, с 15 по 18 ноября. Нас приглашает Астана, они уже у нас были в гостях и теперь ждут нас с ответным визитом.

- Что же вы повезете в столицу?

- В силу того, что там другая сценическая площадка и некоторые наши работы мы просто там не разместим, покажем столичному зрителю “Зверя”, и, возможно, “Женитьбу” и “Предложение”.

В этом сезоне мы планируем также поехать на театральный фестиваль. После гран-при в Саранске многие российские фестивали хотели бы видеть нас на своих подмостках. Мы получили приглашение из Одессы на международный фестиваль, причем без всяких отборов и просмотров. Но в этом сезоне мы туда не поедем по ряду причин.

- Не жаль?

- Для поездки в Саранск на фестиваль деньги были выделены управлением по личному распоряжению Ерлана Мухтаровича, а в этом сезоне просить деньги на поездку как-то неловко.

-???

- Зато в июне мы поедем в Екатеринбург на международный фестиваль. И ближе, и меньше расходов. В Екатеринбурге устроители фестиваля берут на себя оплату проживания и питания труппы - это самое дорогое, а уж на дорогу мы сами себе заработаем.

- Чем порадуете зрителей во второй части сезона, расскажете?

- Скажу только, что после Нового года приедет режиссер Мельников, и мы с ним запустим в производство Мольера, пьесу “Скупой, или Школа лжи”. А что касается дальнейшей работы, там будет еще два спектакля, в репертуарном портфеле пьесы эти обозначены, какие - пока не скажу…

- Ну что ж, ожидание, когда продолжение следует, волнительно и прекрасно… Значит, будут новые встречи. С днем рождения заранее не поздравляют, а в новом сезоне желаем вашему театру процветания, легкости общения со зрителем, искренности человеческих эмоции и полной кассы, чтоб не только до Екатеринбурга хватило…

- Спасибо.

- А вы, стоя на пороге нового сезона, что хотите пожелать себе, своим актерам и, конечно же, зрителям?

- Зрителю в первую очередь я хочу пожелать радости общения с нашим театром. И чтобы эта радость у них появилась, мы приложим весь свой талант, все свои силы. Я думаю, что радость общения со зрителем сохранится до конца сезона. Труппе и своим коллегам по театру я хочу пожелать прежде всего творческого здоровья, которое так необходимо для плодотворной деятельности. Ведь если творческое здоровье не в порядке, и продукт театральный будет не в порядке, он получится кривым и безнравственным. Так что творческое здоровье - это важно.

А себе я желаю терпения, и чтоб стойкая потребность творить и созидать сохранялась на долгие годы. Во всяком случае, я на это надеюсь.

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:2

  1. тургеневская девушка

    Виктор Валентинович, с днём рождения Вас и с открытие нового сезона! Побольше вам премьер, творческих идей и благодарных зрителей!

  2. Азактот

    мне больше нравится театр перед микрофоном. а на кривляния я на работе насмотрюсь.

О сайте

Адрес: ул. Ленина, 143 ("Дом печати") 1 этаж 8(7182)-61-80-14 редактор/журналисты 8(7182)-61-80-24 коммерческий отдел
E-mail:
redaktor@obozrenie.kz (Главный редактор)
news@obozrenie.kz (Журналисты)
reklama@obozrenie.kz (Коммерческий отдел)

Юридическая информация

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и информационного агенства 15994-СИ.

При полном или частичном использовании в сети Интернет материалов, размещенных на сайте obozrenie.kz, гиперссылка на главную страницу www.obozrenie.kz обязательна.