Режиссер Алексей Мельников: “У всех первое слово - “мама”, у меня - “я главный!”

Регина Маргарян, 16-03-2019, 17:27, Просмотров: 1467

 Режиссер Алексей Мельников: “У всех первое слово - “мама”, у меня - “я главный!” 

Фото: Станислав Манаков

Интервью. Кабинет Виктора Валентиновича Аввакумова, художественного руководителя областного театра драмы имени А.П. Чехова. Просторное, светлое помещение, и ежедневно в нем творит явно не аскет. Пол устелен коврами, богатая мебель уставлена различными сувенирами, а стены увешаны кадрами из спектаклей и наградами. Интервьюируемому режиссеру Алексею Мельникову, кажется, неловко, то ли от обстановки в кабинете, то ли от того, что его персоной заинтересовались, и он сам стал объектом изучения. Он явно к такому не привык. Обычно Мельников сам в роли пытливого исследователя. Все интервью волей-неволей режиссер отводит взгляд на стену напротив, что-то явно его заинтересовало. Наш диалог заканчивается, он просит разрешения закурить, встает со стула и подходит к стене, которая не давала ему покоя. И буквально на сантиметр двигает рамку, которая накренилась. Настоящий режиссер не может не быть исследователем, любопытным, идеалистом, перфекционистом и главное - захватчиком.

Алексей Мельников - яркий представитель прайда режиссеров. Если вы идете на спектакль, где в титрах режиссером значится Мельников, будьте уверены - вы увидите как минимум качественную картину. “Одуванчики”, “Дом, где все кувырком”, “Полет над гнездом кукушки”, “Скупой”, “Слишком женатый таксист” и другие спектакли много лет пользуются успехом у зрителей и потому не снимаются с репертуара.Режиссер областного драматического театра А.П. Чехова рассказал корреспонденту “ОН” том, без чего точно нельзя существовать в профессии режиссера.

- Известный американский актер и кинорежиссер Джек Николсон в одном из своих интервью сказал: “Если электриков не будет, то это станет проблемой для человечества, если врачи перестанут лечить, то это катастрофа, но если актеры и режиссеры прекратят свою деятельность, то ничего не изменится”. Вы с ним согласны?

- О, нет! Не согласен. А иначе бы первобытные люди не плясали вокруг костра. Зачем они плясали? Они доставляли радость себе и своим соплеменникам. Значит, им с этими плясками и играми было легче жить, охотиться на мамонтов.

- Что на вас влияет при выборе материала? Обстановка за окном? Мода? Или ваше личное состояние?

- Ну вот 22 марта состоится премьера спектакля-комедии “Мандрагора”. Нас заели серость и быт, всем после долгой зимы хочется праздника. И сейчас у меня мечта, чтобы все получилось, чтобы зритель почувствовал весну. Как я неоднократно говорил, этот спектакль - этакий витамин радости весны и приближающегося лета.

- Работа в театре - это серость и быт?

- Нееет, для меня это тоже праздник. Да, тяжело. Но это моя жизнь, я уже по-другому не могу, да и не знаю. Мне шестьдесят лет, и сорок из них я в театре.

- Что такое “тяжело” в театре?

- Это… Это как после ночи с любимой женщиной! Тяжело, но так здорово! Так хорошо! Человек измотан физически и морально, но это приятнейшая усталость, кайф. Вот вчера после репетиции я был выжат напрочь, слова сказать не мог, Виктор Валентинович не даст соврать. Но какое же я удовольствие от процесса получил!

- За 40 лет в театре вам знакомо творческое выгорание?

- Пока, тьфу-тьфу-тьфу, не было. Я стараюсь держать себя в форме. Это работа, такая же, как у спортсмена, например. Он физически тренируется, чтобы держать свое тело в форме и тонусе. Я даже когда ничего не ставлю, все равно сажусь за компьютер, ищу пьесы, читаю, выбираю, пишу инсценировки, раскладываю их, подбираю музыку. Режиссеры, как и актеры, никогда не отдыхают. Стараюсь не повторяться, делать разные спектакли. И в голове у меня всегда работа, не даю себе расслабиться. Вот, например, решение спектакля “Скупой” я нашел в Турции. Я отдыхал, а в голове все время крутится спектакль. Один торговец пригласил меня на склад, подыскать что-нибудь подходящее. Потому что турки люди миниатюрные, а я высокий и в теле. И вот я зашел на склад и понял - и в чем играть, и как играть. И потом уже этот склад перекочевал на сцену.

- Каково вашим близким, детям, любимой женщине жить с человеком, который мысленно всегда на работе?

- Отвратительно, ужасно. Как говорил один герой из комедии, его стали пугать пытками и электричеством, иглами, ножами. А он посмотрел на это все и сказал: “Что вы меня пугаете? Я был женат”. Я был женат дважды. У меня трое детей. И только сын связал свою судьбу с театром, он заведующий радиоцехом. Остальные любят театр, но в профессиональном смысле от него далеки.

- При каких обстоятельствах и когда вы поняли, что ваша судьба - режиссура и ничто другое?

- Достаточно было один раз нас с классом сводить в ТЮЗ. После этого я сам пошел в драматический, на балет, в оперу - и все, человек пропал. А почему режиссура? Я не знаю. Как-то передо мной этот вопрос не стоял. Меня в институте даже дразнили. Говорили: “Все рождались и кричали: “Мама”, а Мельников кричал: “Я главный!” В школе я был старостой, в техникуме - главой группы. Природное строение, что ли, такое. А еще я очень не люблю зависеть, профессия актера зависима, а я независим. У меня только автор, и то - мое право так сделать, что автор может в гробу перевернуться.

- На ваш взгляд, без каких качеств невозможно стать режиссером?

- Однозначно без терпения. Приходится терпеть актеров, приходится терпеть не те декорации, которые хотелось бы. Приходится терпеть ожидание поставить то, что вы хотите, а не то, что говорят.

- Возвращаемся к зависимости. Значит, вы все-таки зависимы?

- Ну, получается так. Но. Я всю жизнь проработал главным режиссером, это в Чехова у меня заказчик Аввакумов, потому что я приезжий режиссер. Сам-то я из Димитровграда Ульяновской области. Но опять, же я сторонник компромисса. И в работе с актером всегда ищу компромисс с ним. Ломать актера ради того, что я хочу видеть - это не годится. Мы должны вместе прийти к чему-то. Актер, конечно, сделает, как я ему скажу или прикажу, но без внутренней составляющей, без наполнения. А мне важно, чтобы это шло у него изнутри. Я по ходу работы начинаю понимать, какой подход нужен к каждому. Я знаю, что тот не сделает без крика, и приходится повышать голос, и он потом сам еще поблагодарит. Знаю, что другой, наоборот, от крика закроется. Важно быть еще и психологом.

- Мы выяснили, что терпение и умение найти к каждому актеру подход - неотъемлемые качества режиссера. Чем можете дополнить список?

- Чувство юмора, организаторские способности. Мне лично очень помогает, что я разбираюсь в технике, свете, электричестве. В молодости заканчивал техникум. Я знаю, как сделать декорацию, как подобрать музыку, я знаю примерно, какие костюмы нужны будут, какой свет, и как сделать этот свет. Мне это очень помогает.

- Какой работой вы гордитесь больше всего?

- Очень тяжелый вопрос. Вот у вас сколько детей? У меня их трое, и это все равно, что спросить, какого из них вы любите больше? Они все для меня дети, и мне тяжело кого-то из них выделить и сказать: этого я люблю больше, а этого меньше. Наверное, кажется, что тебе больше нравится материал, над которым ты работаешь сейчас, а потом проходит время, и ты понимаешь, что нет, все они одинаково дороги. Не могу ни одну работу выделить.

- Вы заранее, в ходе работы над спектаклем, всегда знаете, что это будет бомба, или наоборот - картина не зайдет?

- Ну, если думать, что будет провал, то тогда зачем этим заниматься? Зачем за это браться? Это все равно, что “Кайрат” будет играть с “Реалом”, и тренер “Кайрата” скажет: “А зачем нам выходить на поле? Все равно проиграем”. Он ведь всегда надеется на успех. Так и здесь. Но если я в ходе репетиции понимаю, что этот или иной момент мне не нравится, то я иду домой и переделываю, додумываю.

- Чего вы ждете от зрителя?

- Ждать и требовать я ничего не могу. Но я, конечно же, мечтаю всегда и хочу, чтобы он изменился. Я хочу, чтобы после моих работ у него поднималось настроение. Или он задумался о чем-нибудь. Или у него появилось бы желание перечитать произведение, по которому поставлена пьеса. Тогда значит, что я свою задачу в обществе выполнил.

- У вас еще остались нереализованные амбиции?

- Конечно, остались! Пока в моем чемоданчике будут пьесы, которые я хочу поставить, будут и амбиции. Вот, например, есть пьеса “Лавина” турецкого драматурга - очень хочу ее поставить. Хочу поставить “Портрет” Николая Гоголя, я долго писал инсценировку, подбирал музыку, и вся картинка уже выстроилась. Теперь жду, когда появится возможность. Идей в голове достаточно.

***

Алексей приезжает в Казахстан из России как к себе домой. Более чем за десять лет работы в театре драмы имени А.П. Чехова Мельников изучил Павлодар. Сам он родился в Ташкенте и Азия его родина. Работать в нашем областном театре ему одно удовольствие. Говорит, что труппа профессиональная, и возможности актеров всегда радуют. Сам себя хвалить он не стал, да и не умеет, наверное. А вот его коллега и уже хороший товарищ Виктор Аввакумов искренне рад, что уже много лет имеет возможность работать и принимать у себя в гостях талантливого режиссера.

От главного режиссера, художественного руководителя театра имени А. П. Чехова:

- Мельников очень хорошо чувствует наш театр, наш город и чем мы тут занимаемся. Он всегда предлагает тот материал, который найдет отклик и у меня, и у труппы, и главное - у зрителя. Сложилось так, что он чаще всего ставит комедии, но это не от того, что драмы не удаются. Он сделал “Полет над гнездом кукушки” и этот замечательный спектакль! Но и с комедиями он на “ты”, потому что чувство юмора отменное, и он знает, как сделать так, чтоб и зритель посмеялся. С актерами у него особые отношения. Вот один режиссер может приехать и потребовать себе звездный актерский состав. А Алексей готов работать и с начинающими артистами, и в его руках этот молодой и неопытный актер становится настоящим бриллиантом. И это, безусловно, талант. Расскажу историю, которая прояснит, что это за человек такой. Поломался пульт, я ему говорю: давай мастеру отдадим, он отремонтирует. Он ни в какую. Разобрал пульт, выяснил, что там графит нужен, пошел, купил графит, измельчил, засыпал, и все работает. И во всех делах так, и если он тут вам говорил, что у него скверный характер, то все это ерунда! Он просто живет своим делом и по-другому не умеет.

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:0

О сайте

Адрес: ул. Астана, 143 ("Дом печати") 1 этаж, офис 10 8(7182)-61-80-14 редактор/журналисты
E-mail:
redaktor@obozrenie.kz (Главный редактор)
news@obozrenie.kz (Журналисты)
reklama@obozrenie.kz (Коммерческий отдел)

Юридическая информация

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и информационного агентства KZ51VPY00085635, выдано 18.01.2024 года Комитетом информации министерства культуры и информации РК.

При полном или частичном использовании в сети Интернет материалов, размещенных на сайте obozrenie.kz, гиперссылка на главную страницу www.obozrenie.kz обязательна.